ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 

СОДЕРЖАНИЕ 
НОМЕРА

АРХИВ



№ 2(24) 2000

 Архиепископ ВАРФОЛОМЕЙ (РЕМОВ)

 “БЛАГОГОВЕЙНЫЙ ПУТЬ”
СЛОВО О ДУХОВНОМ ВОСХОЖДЕНИИ

(фрагмент)

     От публикатора. В Высоко-Петровском монастыре в период служения в нем бывших насельников Зосимовой пустыни прихожане искали и находили не только слово утешения и умилительное пение, но и подлинную духовную жизнь, активную и увлекательную. Отцы умели предложить каждому захватывающее путешествие вглубь его собственного сердца, наполнявшее жизнь их духовных детей непреходящим содержанием. Приобретя новое, скрытое от посторонних глаз качество, эта жизнь, по выражению очевидца, уподоблялась огню, который осолял бытие жителей столицы (ср. Мк 9:49).
     Как вели зосимовцы по пути духовной жизни, видно из проповедей человека, трудами которого ее огонь был зажжен в Высоко-Петровском монастыре.
<...>

СЛОВО НА ПОСТРИЖЕНИЕ МОНАХА ГЕРМАНА

     Архимандрит Герман (Борис Иванович Полянский; *ок. 1900–†ок. 1939) был сыном священника-миссионера. Его знакомство с епископом Варфоломеем произошло около 1924 г. Благодаря ему Борис Полянский покидает круг последователей обновленца Красницкого, идеями которого он был увлечен до тех пор, и становится ближайшим духовным сыном и помощником епископа Варфоломея. По воспоминаниям, он учился в подпольном церковном учебном заведении, организованном Владыкой в Высоко-Петровском монастыре[1]. В монашестве он получил имя Герман в память о своем духовном “дедушке”, игумене Зосимовой пустыни Германе (Гомзине). Постриг происходил, скорее всего, в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря. Вскоре после пострижения (дата в заголовке проповеди — по старому стилю) он был рукоположен в сан священника, стал одним из духовников Высоко-Петровского монастыря, был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован и приговорен к трем годам лагерей. Срок он отбывал в лагере под Мариинском (Новосибирская обл.; очевидно, — Сибирский ИТЛ). Узнав о смерти своего духовного отца, отец Герман написал два дошедших до нас заупокойных канона, посвященных памяти архиепископа Варфоломея. Его срок кончался в 1936 г., однако отца Германа не освободили; в Москве получили письмо, из намеков в котором стало ясно, что дело пересмотрено и отец Герман осужден на новый срок. Около 1939 г. архимандрит Герман был расстрелян. По воспоминаниям, поводом для расправы послужило совершенное им над одним из заключенных таинство крещения [2]. <...>

По пострижен<ии> мон<аха> Герм<ана>.

4. III 26 г.

      Брат! Божественная Путеводительница привела тебя в свою Зосимовскую обитель. Ты пришел туда и там от суеты мира, от лжи так называемой культурности потянулся к старцам, к их простоте честной и правдивой. Ты почуял, что всех их, а с ними и меня грешного, объединяет один дух батюшки о<тца> Германа, нашего общего старца. Тебе не пришлось непосредственно учиться у него, но ты почувствовал эту великую силу, в тишине совершавшуюся, почувствовал ее во всей незаметности, во всей ее глубокой скрытости от взоров людских... И вот теперь тебе наречено его имя и, конечно, это — на пользу тебе. Как сам батюшка никогда не возносился, как его обыкновением было всегда себя осуждать, окаявать, так это пусть будет и твоим обыкновением. Не рассеивайся. Обычно мы смотрим по сторонам, за другими, и от этого нам некогда следить за собою. Видим грехи других, а своего-то не замечаем, так как, конечно, нельзя делать того и другого вместе. Внимай поэтому себе (Втор 15:9), всяким хранением храни, блюди свое сердце, этот источник жизни, это средоточие ее (Притч 4:23). Понимай, как это понимал и до сих пор сонм подвижников, как понимал это и приснопамятный батюшка, — что монах есть понуждение естества всегдашнее[3]<.>

<...>

Публикация А. Беглова


[1]Об этом см. Поспеловский Д. В., проф. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время. 1991. № 2. С. 57; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 112, 175, 462, прим. 67; Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы // Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 117; От публикатора // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 362.

[2]Мы основываемся на свидетельстве прихожанки Высоко-Петровского монастыря О. А. Кавелиной; ср. воспоминания Н. И. Кузнецовой: За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биографический справочник. Книга первая. А–К. М., 1997. С. 309. Необходимо отметить, что архимандрит ГЕРМАН (Борис) и иеромонах ГЕРМАН (Полянский), упомянутые в справочнике “За Христа пострадавшие” на стр. 309 и 311, — одно и тоже лицо: архимандрит Герман (Полянский).

[3]Ср. “Авва Макарий сказал брату Захарии: скажи мне, в чем заключается дело монаха? <...> Захария сказал: авва! по мнению моему, монах — тот, кто постоянно понуждает себя на заповеди Божии”. — Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные Епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891. С. 133.

На этом месте в оригинале текст обрывается. Нет ни заключительного Аминь, ни завершающего знака препинания, ни двух горизонтальных черт разной длины с точкой под ними, — знака, которым отмечен конец всех проповедей в этой тетради.


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА    

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА 

АРХИВ