ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 

СОДЕРЖАНИЕ 
НОМЕРА

АРХИВ



№ 2(20) 1999

Архимандрит МАКАРИЙ (ВЕРЕТЕННИКОВ)

ВЕХИ ЖИЗНИ ВСЕРОССИЙСКОГО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ

     Сведения о Предстоятелях Русской Церкви последних лет жизни царя Иоанна Грозного довольно скудны, и отечественная историография уделяла им мало внимания. Одним из них был Митрополит Антоний. У П. Строева читаем о нем: “Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581”[1].
     Недавно была опубликована поминальная запись митрополичьего рода из Синодика-помянника Кремлевского Успенского Собора. Первым назван “епископ Галахтион”[2]. Несомненно, он был духовно близок к будущему Митрополиту. Кто же он был и какую кафедру занимал? В поисках жившего в близкое к тому времени епископа Галактиона следует остановиться на единственном возможном варианте, связанном с именем владыки Сарского и Подонского, о котором читаем у П. Строева: “Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1567. Погребен на Крутицах”[3]. О предшествующем настоятельстве этого владыки в Новоспасском монастыре известно следующее: “Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского”[4]. О его предыдущем периоде, то есть настоятельстве в Иосифо-Волоцкой обители, говорится: “Галактион, в 1552–1558; перев. в Новоспасский монастырь”[5]. Его перевод в столичный монастырь, несомненно, был сделан по благословению тогдашнего Главы Русской Церкви — святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.). Таковы некоторые ретроспективные вехи жизни Сарского епископа Галактиона, о котором считал своим долгом творить заупокойные молитвы Митрополит Антоний[6]. Можно предположить, что именно в Новоспасском монастыре пересеклись пути двух будущих святителей, когда под духовным руководством настоятеля обители возрастал будущий Предстоятель Русской Церкви.
     До своего поставления в Митрополиты святитель Антоний, как известно, занимал Полоцкую кафедру. А поскольку в святительское достоинство на Руси традиционно возводились настоятели монастырей, то представляется интересным обратить внимание на Новоспасских архимандритов. Сразу после уже названного архимандрита Галактиона идет “Антоний, 1565–1568”[7]. Справочные сведения о Полоцких иерархах довольно скудны. Вторым и последним Полоцким епископом после присоединения Полоцка в 1563 году Иоанном Грозным назван “Афанасий (Палецкий; бывший епископ Суздальский) с 11.08.1566; 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался”[8]. Таким образом логично предположить, что в 1568 году именно Новоспасский архимандрит Антоний стал Полоцким архиепископом, а через четыре года он был поставлен во главе Русской Церкви.
     Однако не менее чем его происхождение проблематична и последующая судьба Митрополита Антония. Бывший в 1581 году в Москве с дипломатической миссией иезуит Антонио Поссевино пишет о Предстоятеле Русской Церкви того времени, что он “даже и не Митрополит, потому что другой, который называется Митрополитом, жив до сих пор и находится в монастыре”[9]. Издатели так прокомментировали это высказывание: “Здесь Поссевино, вероятно, передает какие-то слухи о судьбе убитого Митрополита Филиппа и, возможно, намекает на уход в отставку Митрополита Антония, предшественника Дионисия”[10]. Хотя в литературе и встречается сообщение о погребении Митрополита Антония в Успенском соборе[11], однако, как можно думать, хронологически последним в Успенском соборе был погребен святитель Макарий (†1563)[12]. В таком случае встает вопрос: где место упокоения Митрополита Антония? Возможно, на этот вопрос может пролить свет опять Синодик Успенского собора. В конце записи митрополичьего рода позднее было дописано: “Да Антоней же Митрополит, поедучи в монастырь, дал другую пятьдесят рублев 7089-го”[13]. В какой же монастырь он мог уехать в 1581 году? Очевидно — в Новоспасский, где он был в свое время настоятелем и там же, нужно думать, принял монашеский постриг. Так поступил, например, в 1566 году Митрополит Афанасий, оставивший кафедру и поселившийся в Чудовом монастыре[14]. В таком случае Митрополит Антоний и скончался в Новоспасской обители, будучи на покое, и был здесь погребен[15]. Так завершился его жизненный путь, начатый монашескими трудами в Новоспасском монастыре, куда он в конце своей жизни и возвратился. Со временем память о событиях конца XVI века утратилась, но запись митрополичьего рода в Синодике позволила воссоздать жизненный путь Митрополита Антония.



[1]Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. — Стб. 6.

[2]Архимандрит Макарий. Поминальные Синодики // Вышенский паломник. Рязань. 1998. № 1 (6). — С. 76.

[3]Строев. П. Списки иерархов... — Стб. 1035.

[4]Там же. — Стб. 142.

[5]Там же. — Стб. 182.

[6]Говоря о почитании преподобного Сергия (†1392; пам. 25 сент.), используют такие, ставшие традиционными, понятия — “ученики преподобного Сергия” и “ученики учеников преподобного Сергия”. Прилагая их к Митрополиту Макарию, епископа Галактиона следует отнести к лицам, кто общался со Святителем, а Митрополита Антония к “ученикам учеников”. Став же главой Церкви, он, несомненно, сталкивался с документами Митрополита Макария. Приведем такой интересный пример. Святитель Макарий рукоположил “в свою митрополью к церкви ко Введению Пресвятей Богородицы в волость в Осугу в Торопецкую десятину” диакона Стефана Еремеева и дал ему ставленную грамоту, которая датируется 10 сентября 1556 года (РИБ /Российская историческая библиотека/. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Пг., 1915. — Стб. 422). Прошли годы и он, очевидно, овдовев, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Стахия. А в 1576 году Митрополит Антоний дал ему грамоту, благословляя переход в Ростовскую епархию (Макаров В. Е. Очерк истории Рогожского кладбища. М., 1911. – С. 23).

[7]Строев. П. Списки иерархов... — Стб. 143.

[8]Митрополит Макарий Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. — С. 355.

[9]Поссевино А.  Исторические сочинения о России XVI в. Изд МГУ, 1983. — С. 86.

[10]Там же. — С. 246.

[11]Дуров Н. Г. Иерархия Всероссийской Церкви. Т. 3. М., 1895. — С. 543.

[12]Панова Т. Д. Загадка большого Успенского собора // Мир Божий. 1998. № 1 (3). — С. 24–26.

[13]Архимандрит Макарий. Поминальные Синодики. — С. 76.

[14]Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566) // Богословские труды. Сб. 25. М., 1984. — С. 250.

[15]Подобным образом обстояло дело и с другими Митрополитами: в 1533 году в Спасо-Кубенском монастыре скончался Митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 году в Троице-Сергиевом монастыре почил Митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 году в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник Митрополит Даниил (1522–1539).

 

© Архимандрит Макарий (Веретенников), 1999

 


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА    

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА 

АРХИВ