ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 

СОДЕРЖАНИЕ 
НОМЕРА

АРХИВ



№ 3(17) 1998

В. ШОХИН

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ: 
ПРЕДЫСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
(аннотация)

 

     Слово ценности — одно из самых престижных и респектабельных в современной культурной лексике и одновременно одно из самых расхожих и популярных. Политический деятель, претендующий на то, чтобы к его словам отнеслись внимательнее, предпочтет сказать, что он предлагает определенную программу реализации национальных или, например, геополитических ценностей. Редактор журнала, готовящий очередной рекламный анонс, скажет, что его авторы апеллируют к тому читателю, для которого значимы либеральные или, наоборот, традиционные ценности (или, как еще чаще бывает, и те и другие вместе). Писатель или режиссер, сообщающий в интервью о своих планах на будущее, почти обязательно упомянет о том, что видит свою задачу в содействии осознанию людьми подлинных социальных, эстетических, культурных (возможно, и межкультурных) ценностей. А банк или другое коммерческое предприятие, приглашающее покупать его акции, может представить дело так, что только собственники его ценных бумаг могут познать, что такое "истинные ценности". Однако вопреки популярности и даже популизму данного слова, при котором сами ценности в значительной степени обесцениваются, собственно философское значение соответствующего термина относится к числу наиболее эзотерических философских категорий. Философии понадобилось не менее двадцати трех столетий (отсчитывая от начала употребления данного термина в мировоззренческом значении), чтобы в середине XIX века осознать и в определенном смысле узаконить его собственно философский смысл, отделив его от экономического (в котором тот же термин обозначает "стоимость") и нетерминологических аспектов.

 


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА    

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА 

АРХИВ