ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 

СОДЕРЖАНИЕ 
НОМЕРА

АРХИВ



№ 3(14) 1997

А. ДВОРКИН

ИЗ ИСТОРИИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
(МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ “ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ”)

Начало №№ 1(8), 2/3 (9/10), 4(11), 1(12), 2(13), 1(15), 3(17).

 

ЮСТИНИАН И ПЯТО-ШЕСТОЙ СОБОР

1.

     Константин IV умер в 685 г., всего 33-х лет от роду, после 17-летнего царствования. Воцарился его сын Юстиниан II “Безносый”, которому только что исполнилось 17 лет (685–95; 705–11). Он был весьма способным правителем с ясным видением государства, его проблем, нужд и задач. Но вместе с тем он был и очень неуравновешенным человеком, необычайно честолюбивым и чрезвычайно, до патологии, жестоким. Император обладал невероятной личной храбростью, граничащей с истеричностью. Он был настоящим богатырем, наделенным необычайной физической силой.
     Одной из проблем Юстиниана II было его имя. Честолюбивый молодой император во что бы то ни стало хотел превзойти своего великого предшественника. Юстиниан II был очень энергичным человеком, но совершенно не обладал дипломатическими способностями: многие чрезвычайно нужные и дальновидные решения он принимал так, что восстанавливал против себя всех.
     Он укреплял крестьянство, чем восстановил против себя аристократию; а политикой переселений в опустошенные районы он восстановил против себя крестьян. Кстати, он первым предпринял дальновидный шаг и начал переселять славян в Малую Азию, что превратило ее в главного поставщика солдат на все время существования Империи. Он осуществлял необычайно дорогие строительные программы, не считаясь при этом ни с чем. Интересно, что однажды он приказал разрушить храм Богоматери напротив своего дворца, чтобы соорудить на его месте фонтан. Он даже приказал патриарху Каллинику прочитать молитву на разрушение храма. И как ни противился Каллиник (“Молитву на созидание церкви мы имеем, а на разрушение церкви не получили”, — говорил он императору), он был вынужден прочитать какую-то молитву, которую, однако, закончил славословием: “Слава Богу, терпящему всегда, ныне и присно...”.
     В 695 г. поднялся бунт, который возглавил генерал Леонтий. Заговорщики собрались в храме святой Софии. Туда же явился и патриарх Каллиник, заявив народу: “Сей день, его же сотвори Господь!”, а народ кричал: “Разнесем кости Юстиниана!”. Императора захватили, отсекли ему нос (отсюда его прозвище — “Безносый”) и сослали его в Крым, в Херсонис Таврический.
     Леонтий стал императором. Он не убил Юстиниана, так как считал его отца, Константина Погоната, своим благодетелем. В любом случае нанесение человеку физического увечья по законам Империи делало его непригодным для царствования, так что Леонтий считал, что проявил гуманность, тем не менее устранив Юстиниана навсегда.
     Леонтий процарствовал всего три года. Его свергли войска, возвратившиеся после неудачной экспедиции по защите Карфагена от арабов. Во время остановки на Крите они провозгласили императором адмирала Тиверия. Тот ворвался в Константинополь, арестовал Леонтия, отсек ему нос и запер в монастырь.
     А Юстиниан тем временем жил в Херсонисе, многолюдном торговом городе, через который Византия, утратившая Египет, получала скифский хлеб. Жители Херсониса были вольнолюбивы, пользовались автономией и привыкли к ссыльным знаменитостям. Тут были в ссылке священномученик Климент Римский, Тимофей Элур (Кот), святитель папа Мартин. Юстиниана они не жаловали, считая его тираном, и даже просили Тиверия убрать от них этого вздорного ссыльного.
     Накануне выдачи Юстиниана имперским властям ему удалось бежать к хазарскому кагану. Тот принял ссыльного императора очень хорошо и даже отдал ему в жены свою сестру, которой Юстиниан в крещении дал имя Феодора, опять же с намеком на своего великого тезку. Тиверия стало беспокоить укрепление Юстиниана. Он надавил на своего союзника кагана и вынудил его выдать Юстиниана Империи. Однако каган недооценил физической силы ссыльного императора: когда ночью в его покои в Фанагории (Керчи) ворвались дюжие наемные убийцы, тот задушил их всех голыми руками и бежал в гавань Символов (Балаклаву). Там он навербовал себе “дружину” и отплыл к устью Дуная. Поднялась буря и суденышки дружинников были на краю гибели. “Государь, — взмолился один дружинник, — мы гибнем. Дай обет Богу, что если вернешь царство, не будешь мстить врагам”. Но не таков был Юстиниан: “Пусть Бог потопит меня здесь же, если я пощажу хоть одного из них”, — вскричал он, топнув ногой.
     После серии невероятных приключений Юстиниан попал к болгарам, подружился с их князем Тервелем и уговорил его помочь ему вернуть себе отцовское достояние. Итак, в марте 705 г. Юстиниан с небольшой армией болгар стоял у стен Константинополя. Еще в бытность свою у хазар он изготовил себе золотой нос и с тех пор появлялся на публике только в нем. Один византийский историк пишет: “Ринотмит (Безносый) обладал смелой предприимчивостью и жестокостью, необходимыми для главаря шайки разбойников, соединенными у него с фанатической верой в его наследственное право на престол, так что никакая авантюра в этом направлении не казалась ему безнадежной”. И действительно, он посрамил издевавшихся над ним жителей Константинополя. Ночью с кучкой смельчаков Юстиниан лично проник в город через водосточную трубу, отворил изнутри одни ворота, впустил болгар и стал вновь василевсом. Началось упоение местью. Юстиниан велел привести к себе на ипподром арестованных Тиверия и Леонтия, лишенного носа Тиверием, и всенародно топтал их ногами, а льстивая толпа приговаривала: “На аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия”. Затем несчастных увели на нечистое место и там обезглавили. Головы принесли Юстиниану и он клал их себе под ноги, сидя на троне во время конных бегов и игр на ипподроме. Патриарх Каллиник, радовавшийся низвержению Юстиниана и короновавший Леонтия и Тиверия, был ослеплен и сослан, брат Тиверия и многие другие — повешены на стенах Константинополя. Даже болгарский князь Тербель ужасался жестокостям и говорил, что напрасно греки называют варварами болгар. Юстиниан продолжал подозревать всюду врагов и все время избирал жертвы, садистически осыпая их сегодня милостями, а завтра снимая головы.
     По возвращении к власти Юстиниан послал к хазарам за своей женой (нужно сказать, что он очень любил ее и был примерным семьянином). Она немедленно приехала с сыном, который родился уже в отстутствии отца. Юстиниан назвал его Тиверием и назначил своим соправителем.
     Затем Юстиниан занялся обещанной местью херсонисцам. Он посадил на корабли громадное войско и отправил в Крым с приказом истреблять всех жителей, не оказавших ему гостеприимства. Вся местная знать была вырезана. Кто мог, спасался бегством. Не убивали только детей. Узнав, что убивали не всех, Юстиниан потребовал к себе главнокомандующего со всеми пленниками. Тот, погрузив на суда огромное количество народа, отплыл к Константинополю, но буря потопила флот и несколько десятков тысяч людей. Юстиниан был доволен и жалел только, что не наказал несчастных еще жесточе, как он о том мечтал. В следующем, 711 г. весной Юстиниан направил в Херсонис новый флот с приказом истребить все живое и разрушить все города. Тогда оставшийся в Крыму командующий отказался исполнить этот приказ маньяка, соединился с хазарским каганом и объявил войну имперскому флоту. Но флот перешел на сторону восставших. Херсонисцы выдвинули ссыльного из Византии сановника Вардара и объявили его императором под именем Филиппика. Он двинулся на столицу и взял ее практически без сопротивления. Юстиниан II бессильно бесился, видя, как все его друзья и союзники покидали его. Он и его шестилетний сын были зверски убиты. Так истреблена была династия Ираклия и был открыт путь для прихода к власти новой, так называемой исаврийской династии, которая прежде всего связывается с политикой иконоборчества.

2.

     В своей церковной политике Юстиниан II стоял на твердой почве VI Вселенского Собора. При всей своей патологической жестокости он был крайне набожным: на монетах именовался “Слуга Христов” (Servus Christi) и был первым византийским императором, выбившим лик Христа на своих монетах (на обратной стороне).
     Юстиниан II решил доразвить творчество V и VI Соборов, тем более что разброд в церковной среде и слабость дисциплины подталкивали к каноническому творчеству. Подсказывалась идея унифицировать церковный устав различных частей Империи, но не по римскому, а по константинопольскому образцу, и не иначе, как авторитетом Вселенского собора. Указывалось, что ни V, ни VI Вселенские соборы не издали никаких канонов. В дополнение к ним следовало бы издать таковые.
     В 691-2 гг. Юстиниан созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов. Собор был собран в том же зале со сводами (Трулльском зале), что и VI Собор. Официально он называется Трулльским собором, или Пято-шестым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским соборам. Но Римская церковь его вселенским не признала. 102 канона, принятые собором, отражают широкую картину церковных и нравственных непорядков того времени.
     В некоторых местах епископы продолжали жить со своими женами (правило 12). Священники вступали во второй брак или женились до посвящения, но на вдовах, блудницах и актрисах (правило 3). Диаконы и иподиаконы вступали в брак после принятия сана (правило 6). В священники, диаконы и иподиаконы ставились лица, не достигшие канонического возраста (правила 14 и 15). Священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега и в театры (правило 24). В клир по иудейскому образцу принимались лица только из семей клириков же (правило 33). Митрополиты и епископы практиковали ростовщичество (правила 22, 35).
     Вот непорядки в отправлении богослужения. Священники не радели о проповеди или проповедовали не строго православно (правило 19). Святое Причастие раздавалось за деньги (правило 23). Людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они и приобщались уже собственноручно (правило 101). Выдумали приобщать даже умерших (правило 83). К бескровной жертве примешивали виноград и то и другое преподавали народу (правило 28). В некоторых церквах к “Трисвятому” прибавляли слова монофизитского значения “распныйся за ны” (правило 81). Поучать в церкви позволяли мирянам и даже женщинам (правила 64, 70). Во время общего пения в церкви некоторые позволяли себе козлогласование (правило 75). Великим постом по субботам и воскресеньям позволяли себе сыр и яйца (правило 56). В храмах ставили скот (правило 88).
    
В чине монашеском отмечены такие беспорядки: пустынники с длинными волосами в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало (правило 42). Монахи бросали свое звание и женились (правило 44). Монахи к пострижению наряжались в самые пышные одежды, изображая из себя невест Христовых (правило 45).
     У мирян было множество пороков и отступлений от христианской жизни. Народ пристрастился к театрам (правило 51) и азартным играм (правило 50), допускал браки в самых близких степенях родства (правило 54), охотно предавался языческим гаданиям и волхвованиям (правила 61, 62, 65). Празднование Рождества Христова сопровождалось обрядами, как если бы Богородица была обыкновенной роженицей (правило 79). Были в употреблении языческие клятвы (правило 94). Распространялись соблазнительные картины (правило 100). Практиковали вытравители человеческого плода (правило 91) и т. д.
     Многие из канонов были полемически направлены против Римской церкви или вообще были ей чужды. Например, во 2-м каноне утверждается авторитет 85-ти правил апостольских и других восточных Соборов, которые Римская церковь не считала для себя обязательными. У римлян употреблялось собрание 50 апостольских правил Дионисия Малого, но обязательными они не считались. Канон 36‑й возобновлял знаменитое 28-е правило Халкидонского собора, не принятое Римом. Канон 13-й шел против целибата духовенства, к тому времени уже довольно широко распространенного на Западе. Канон 55‑й шел против римского поста в субботу. И другие каноны: 16-й — о возможности иметь в одном городе более 7 диаконов; 52-й — о невозможности служить евхаристию по будням Великим Постом, кроме Литургии преждеосвященных даров; 57-й — о даче молока и меда в уста новокрещенному, — все это против обычаев церкви Римской, иногда так открыто и называемой. Интересен также 82-й канон, запрещающий изображать Христа в виде агнца, что тоже было распространенным обычаем Римской церкви.
     Папские легаты подписали акты Трулльского собора, но по возвращении в Рим их подписи были дезавуированы. Папа Сергий сказал, что скорее умрет, чем подпишет акты Собора. Тогда Юстиниан II послал в Рим начальника своей лейб-гвардии Захарию, чтобы привезти папу в Константинополь (мечтая опять повторить “подвиг” Юстиниана I с папой Вигилием). Но не тут-то было. Народ поднял восстание в защиту папы, к которому присоединилась и гвардия. Захарии пришлось прятаться у папы под кроватью, покуда тот уговаривал своих защитников разойтись. Так что Захария вернулся домой с позором. Вскоре после этого Юстиниан II был свергнут в первый раз, а новым правителям было не до Собора и его признания.
     Тем не менее преемники папы Сергия приняли Трулльский собор де-факто (во всяком случае, большую часть его канонов). Папа Константин даже посетил Константинополь, где с большим почетом был принят Юстинианом II, уже вернувшимся к власти. Отношения между Римом и Константинополем установились самые теплые. Поэтому когда в 611 г. Юстиниан II был низвергнут и убит, его голова была послана в Рим, в подарок папе. Римляне, именовавшие его боголюбейшим и благочестивейшим императором, были потрясены и возмущены.

3.

     Новый император, Филиппик Вардар (711–713) был армянского происхождения. Он отменил и VI Вселенский, и Трулльский соборы и объявил монофелитство официальной религией Империи.
     Это было сделано на соборе в Константинополе в 712 г. На этом соборе присутствовали и святитель Герман Кизикский, будущий патриарх Константинопольский и будущий мужественный борец против иконоборчества, и святой Андрей Критский. Почему эти два выдающихся святителя проявили такую уступчивость и подписали деяния монофелитского собора, остается загадкой.
     Рим Филиппика не признал, его имя не поминалось в церквах, а народ отказывался даже принимать монеты с его изображением. Но и константинопольцы не смогли долго выносить императора-еретика. В 713 году он был низвергнут и ослеплен. Новым императором стал государственный секретарь Анастасий II (713–715).
     Больше монофелитство в истории Византии не упоминается. Оно осталось лишь в горах Ливана в нескольких общинах, вроде монастыря святого Марона.
     Анастасий оказался неспособным правителем. Вскоре его сменил Феодосий III, но и он процарствовал всего два года и был сменен Львом III, основателем Исаврийской династии.


Начало №№ 1(8), 2/3 (9/10), 4(11), 1(12), 2(13), 3(14), 1(15), 3(17).Список использованной литературы см. в № 2/3 (9/10). Главы из курса печатаются в сокращении.

 

© А. Л. Дворкин, 1997

 


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА    

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА 

АРХИВ