ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 

СОДЕРЖАНИЕ 
НОМЕРА

АРХИВ



№ 3 1994

Т. МИЛЛЕР

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА 2: ОТЦЫ ЦЕРКВИ II—III вв.
(аннотация)

 

     Одинаково ненавистные иудеям и язычникам, обывателям, интеллигентам и власть имущим чиновникам, христиане вынуждены были сосуществовать со всеми этими людьми и не только мужественно умирать, но и пытаться найти с ними общий язык. Уже в самых первых общинах вставал вопрос о том, как следует вести себя в повседневном обиходе среди чуждого по духу окружения, и ответ на него дан в первом Послании апостола Павла к Коринфянам (1 Кор 7:12-14,16). Великий Апостол звал не к разрушению устоев жизни, а к их освящению, к контакту с внешним миром ради преображения этого мира. В том же Послании он раскрывал свой способ общения с инаковерующими и инакомыслящими, свое умение вставать на точку зрения оппонента, чтобы с большей легкостью привлечь его на свою сторону (1 Кор 9:20-22). Павлов метод проповеди стал четким ориентиром для последующих миссионеров, которые из поколения в поколение несли народам Благую весть.
     Это означало, что христианская проповедь с самого начала была открыта к образам и культурным традициям окружающего мира. Через всю историю византийской литературы красной нитью проходят эллинская и ветхозаветная традиции, которые в своем взаимодействии формировали собственно византийскую средневековую словесность. В той средиземноморской политической общности, которая потом вошла в состав византийской державы, рубеж летоисчислений застал два устойчивых типа мировоззрения. Это были греческая философия и палестинское иудейство. С анализа их наследия начинается очерк Т. А. Миллер "Византийская экзегеза". Затем автор останавлявается на писаниях святых Отцов II-III вв., на трудах Оригена (III в.) и заканчивает разбором сформировавшегося к IV в. христианского учения о природе и человеке (по трудам свт. Василия Великого и преп. Макария Египетского).

     Переиздано в сборнике "Патристика. Новые переводы, статьи. Вып. 1." (Нижний Новогород, 2001. С. 204-253)

 


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА    

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА 

АРХИВ